На днях владелец одной из екатеринбургских торговых сетей Александр Оглоблин сообщил, что отказывается от идеи организовать сбор использованных батареек в своих супермаркетах: он становится слишком затратным из-за изменившихся требований государства к утилизации опасных отходов.
Арифметика проекта в нынешних условиях такова. Лицензия на сбор отходов стоит около трех тысяч рублей. Санитарно-эпидемиологическое заключение — 20-30 тысяч для одного пункта приема. Обучение персонала, по подсчетам предпринимателя, обошлось бы в 6-10 тысяч. Кроме того, потребовалось бы купить специальные контейнеры. Таким образом, на организацию одной точки приема батареек, ртутных ламп и термометров потребовалось бы около 40 тысяч рублей.
— Разумеется, это изначально был благотворительный проект, на котором мы не планировали заработать. Но не до такой же степени затратный, как выяснилось в итоге, — прокомментировал ситуацию прессе Александр Оглоблин.
Количество мест, куда можно принести старые батарейки и перегоревшие ртутные лампы, в Екатеринбурге в последнее время резко сократилось. Закрылся пункт приема в популярном шведском гипермаркете, исчезли ящики для батареек в офисах оператора сотовой связи из "большой тройки". Люди по привычке копят дома старые батарейки и лампочки, а куда их сдать, не знают.
По словам директора екатеринбургского муниципального предприятия "Комплексное решение проблем промышленных отходов" Василия Порываева, причина сложившейся ситуации сугубо экономическая.
— К нам на Пушкина, 9а везут пакетики с батарейками со всего города: пунктов приема опасных отходов действительно не хватает. Причина простая — деньги взяли верх над эмоциями. За лицензию, транспортировку и обезвреживание отходов надо платить. Для нас прием их у населения — тоже убыточная статья. Если мы выигрываем аукцион на организацию передвижных пунктов приема опасных отходов, деньги, которые платит администрация города, частично покрывают наши расходы. Если нет — утилизируем батарейки за счет прибыли, — поясняет Порываев.
Несколько таких передвижных пунктов МУП обслуживал в течение трех последних месяцев, пока длился контракт. За это время люди сдали на утилизацию 400 килограммов опасных отходов.
Существенный результат, но есть нюанс. Далеко не все жители города знают, где находятся такие пункты. Да и график их работы не самый удобный: в каждом из семи районов Екатеринбурга передвижные пункты в ноябре появлялись лишь дважды, всего на четыре часа, причем часто это время приходилось на разгар рабочего дня. В декабре они не работают вовсе.
В ноябре передвижные пункты приема опасных отходов в каждом из семи районов Екатеринбурга появлялись лишь дважды, всего на четыре часа. В декабре они не работают вовсе
По мнению Порываева, изменить ситуацию могли бы управляющие компании, если бы они установили специальные контейнеры для приема опасных отходов в жилых домах. Тем более что де-юре они обязаны это сделать.
— Постановление правительства РФ № 681 обязывает каждое юридическое лицо осуществлять накопление и последующую передачу на утилизацию опасных отходов специализированным компаниям. Поскольку любая УК или ТСЖ — это юридические лица, они должны соблюдать это требование, — объяснила Стелла Быковская, директор компании "Урал-Эко", занимающейся утилизацией ртутьсодержащих отходов.
Необходимые для этого контейнеры можно купить или взять в аренду у фирм, имеющих лицензию на сбор, транспортировку и обезвреживание отходов. В Екатеринбурге это МУП КРППО, МУП Спецавтобаза, Урал-Эко, Спецавтоком и другие. Однако далеко не все УК спешат обзавестись таким специфическим имуществом. Опять же все упирается в финансы. Один контейнер стоит около семи тысяч рублей. А еще регулярно придется платить за утилизацию его содержимого: 10 рублей за одну ртутную лампочку, 180 — за килограмм батареек. Для крупной УК невеликие деньги, но и их коммунальщики тратить не спешат. Есть еще одна сложность: контейнер для опасных отходов должен быть установлен в помещении, куда нет доступа у посторонних лиц. То есть нужно выделять отдельную каморку где-то в подвале дома и назначать ответственного, который будет по часам принимать лампочки и батарейки, а в другое время держать дверь на замке.
На весь Екатеринбург — чуть более сотни контейнеров для опасных отходов. Единственный микрорайон, полностью оснащенный ими, — Академический
— Несколько лет назад на контейнерных площадках в Екатеринбурге появились оранжевые контейнеры для опасных отходов. Но очень скоро Росприроднадзор и прокуратура признали их эксплуатацию небезопасной. От неаккуратного обращения стекло разбивалось, так что содержимое могло попасть в окружающую среду. Поэтому теперь сбор обязательно должен быть подконтрольным, — пояснила Стелла Быковская.
По ее словам, УК и ТСЖ охотно заключают договоры на утилизацию. Правда, в официальном перечне организаций, принимающих опасные отходы, который есть на сайте администрации Екатеринбурга, значится лишь около 30 коммунальных структур. А общее число контейнеров, установленных в городе, едва превышает сотню. Единственным микрорайоном, полностью оснащенным контейнерами для опасных отходов, стал Академический. Там их установили в специально отведенных помещениях паркингов, доступ в них имеют только администраторы подземных стоянок, которые и принимают лампочки и батарейки у жителей.