Биллинг. Какие ассоциации вызывает этот термин? Может быть, есть какая-то связь с Биллом Гейтсом? Нет, к счастью он еще не «сунул свой нос» в область телекоммуникаций. Ну это так — шутка. А если быть серьезным, то давайте рассмотрим происхождение слова биллинг. Английское слово «bill» можно перевести как «счет» (другие переводы: вексель, банкнота). «Billing» переводится выражением «выписывание счета».
Английское слово «billing system» можно перевести как «биллинговая система» (другие переводы: вексель, банкнота). «Billing» переводится выражением «выписывание счета». Системы, вычисляющие стоимость услуг связи для каждого клиента и хранящие информацию обо всех тарифах и прочих стоимостных характеристиках, которые используются телекоммуникационными операторами для выставления счетов абонентам и взаиморасчетов с другими поставщиками услуг, носят название биллинговых; цикл выполняемых ими операций именуется биллингом.
Биллинговые системы давно не просто ведут баланс клиента и выставляют счета. Они глубоко интегрированы в бизнес: обеспечивают контроль трафика, управляют процедурой предоставления доступа к услугам, предоставляют клиенту отчет о расходах в разных разрезах — за месяц, за год, с момента последнего платежа. Плюс биллинговая система, как правило, должна поддерживать множество балансов пользователя: монетарный и несколько вещественных (бонусы, минуты разговора, гигабайты трафика и т.д.). Не говоря уже о партнерских программах и прочих вариантах кросс-продаж. То, что называется современный конвергентный биллинг. Реализуется он за счет интеграции тарификатора с другими модулями и подсистемами: CRM, PRM, BPM и т.д. Для разработчиков это не “сокровенное” знание. Как говорится, разделяй функции и властвуй. Но для пользователей биллинга, даже технически грамотных, мысль, что с “калькулятором” сложновато общаться напрямую, порой оказывается новой.