В мире штукатурка из гипса стала применяться около трёх тысяч лет до н. э., штукатурка на территории СССР применялась ещё в VI веке до н. э. Разноцветная или, как сейчас называют, «декоративная» штукатурка использовалась для зданий и храмов, построенных на Таманском полуострове.
Вероятно, декоративная штукатурка возникла в Древней Греции. Отчасти, примерами первого использования материала допустимо считать некоторые образцы наскальной росписи. Не все рисунки пещерных людей выполнены непосредственно на камне, основа некоторых — слой раствора глины и песка, выравнивавшая поверхность и обеспечивавшая удобное наложение краски. Этот приём использовался и позже, например, для создания фресок, позже трансформировался в один из способов декорирования.
В Древнем Египте штукатурка декоративная применялось при оформлении внутреннего пространства гробниц. Швы между блоками заполнялись меловым составом с добавлением органического клея, шлифовались, декорировались рисунками, росписями или контррельефом (прорезной рельеф). В Месопотамии, Древних Индии и Китае широко применялись известковые, глиняные и гипсовые растворы для придания большей декоративности грубым кирпичным и каменным стенам. Древние мастера экспериментировали с ингредиентами: добавляли вулканическую пыль, вино, природные красители. В Индии существовал «Розовый город», стены зданий которого были покрыты штукатуркой с кровью в качестве пигмента.
Древнегреческий философ Теофраст первым описывает рецепты и технологию нанесения декоративной штукатурки. В состав добавлялась мраморная пыль, а поверхность после нанесения имитировала срез натурального камня, при этом, за счёт каменной муки имела большую прочность. Новый материал помог ощутимо снизить нагрузку на конструкции зданий, так как был легче облицовки из натурального камня.
Искусство Древнего Рима было эклектичным, а эклектика любит имитацию одного материала другим. Пришедшая из Греции мраморная штукатурка активно использовалась в украшении фасадов, интерьеров, патио. Отделка воспроизводила рисунок не только мраморной поверхности, но и других отделочных материалов. В отличие от каменных плит она не боялось землетрясений — частого явления в том регионе. С появлением бетона, штукатурка приобрела новый рисунок: добавлялись уже более крупные частицы, что позволило создавать выразительный рельеф. В наши дни покрытие трансформировалось в травертин и другие структурные штукатурки.