Все знают, что эффективность использования торговой площади является главной задачей руководства предприятия торговли. Торговое помещение не только занимает большую долю общей площади торговой точки, оно выполняет в магазине ключевую роль: служит для размещения и хранения товаров таким образом, чтобы покупатели могли их приобрести (на стеллажах, витринах, в холодильниках и пр.). Здесь же располагаются кассовые зоны. Помимо этого, в торговом зале должны быть организованы рабочие места некоторых сотрудников магазина. С учетом вышесказанного, эффективность использования площади торгового зала очень важна, от нее будет зависеть рациональная организация совершаемых в магазине операций, включая организацию свободного движения покупательского потока и быстрого перемещения товара из зон хранения к местам его выкладки и размещения.
Правило «движение глаз». Согласно ему покупатель воспринимает информацию о товарах, размещенных на полках магазинов, так же как при чтении текста с эпиграфом, т.е. вначале смотрит на правый верхний угол, а затем перемещает взгляд справа налево и сверху вниз. Размещая товары на полках, необходимо учитывать эту особенность. Правило «визуальное восприятие». Данное правило гласит, что более осознанно покупатель воспринимает ту информацию, которая расположена в 30 градусах от точки, в которой фокусируется взгляд человека. В связи с этим наиболее привлекательное место на полках магазина находится в этом секторе. Правило «обратные часы». Данное правило основано на том, что большая часть покупателей — это правши, поэтому по торговому залу они движутся по внешнему периметру против часовой стрелки. Кроме того, практика показывает, что подавляющая часть покупателей движется по внешнему периметру и не более 40% — сразу попадают внутрь торгового зала. В этой связи товары, размещенные по внешнему периметру торгового зала, пользуются большей популярностью. Правило «золотой треугольник». Согласно данному правилу более высокий объем продаж достигается в случае, когда между входом, самым востребованным товаром (например, хлебобулочные изделия, молочная продукция) и кассовым узлом образуется своеобразный треугольник. Причем необходимо стремиться, чтобы площадь этого треугольника была максимальной. Действие этого правила объясняется тем, что в то время, пока покупатель движется от входа к необходимому товару и затем к кассе, он пересечет большую часть торгового зала, познакомится со значительной частью ассортимента и, вероятнее всего, совершит импульсные покупки.
Эффективность использования торговых площадей может оцениваться как по магазину в целом, так и по отделам внутри магазина.