система оценки персонала — это система, которая помогает улучшить функции управления кадрами в организации. С помощью этой системы можно измерить эффективность, потенциал, мотивацию, личностные качества, командные роли, конфликтность, интеллектуальный потенциал и профессиональные знания сотрудников и кандидатов. На основе полученных данных работодатель сможет принимать обоснованные кадровые решения, сокращать риски ошибок найма или назначения сотрудника на новую должность. Для работника — это инструмент саморефлексии, с помощью которого он может планировать своё развитие и следующие карьерные шаги. В зависимости от поставленной задачи HR-специалисты используют разные методы. Их условно разделяют на три основные группы: количественные, качественные, комбинированные.
Количественные измеряют результативность. Они считаются объективными, так как итоги проведения проверки представлены в числовых показателях. С их помощью можно проанализировать степень исполнения служебных обязанностей, например, выполнение плана продаж или достижение поставленных целей по проекту. Примеры количественных: ранжирование, KPI и традиционный (балльной оценки).
Качественные помогают описать личностные и поведенческие характеристики человека. Эти методы часто страдают от субъективизма, ведь в них не используются чёткие количественные данные. Примеры качественных: собеседование, ситуационное интервью, «360 градусов», интервью по компетенциям, анкетирование.
Комбинированные сочетают в себе количественные и качественные методы. Таким образом субъективность проверки и риск ошибки стремятся к нулю. С их помощью HR-специалисты проводят комплексную аттестацию сотрудников и получают достоверные данные. Примеры комбинированных: психометрические тесты, тест-ассессмент, центр оценки, кейсы.